Смотр откроет спектакль Константина Богомолова «Мать. Горькая пьеса» (о долгожданном – в буквальном смысле слова – дебюте режиссёра в Александринке мы писали здесь). Через неделю свою новую работу представит Никита Кобелев, в прошлом месяце назначенный на пост художественного руководителя. Действие драмы «Екатерина и Вольтер», основанной на переписке императрицы и философа, охватит сразу два пространства – Царское фойе и Основную сцену. Можно сказать, что в рамках фестиваля «Александринский» состоится целый смотр работ Кобелева: покажут новую, масштабную редакцию «Воскресения», а из Пскова привезут эпическую драму «Лягушки» по роману Мо Яня. Впрочем, последняя постановка вполне вписывается и в международный контекст фестиваля.
Зарубежная программа довольно чётко делится на два направления: инсценировки национальной литературы и диалог с наследием Чехова. Азербайджанский национальный драматический театр привезёт спектакль «Иблис и…» по трагедии «Иблис» Гусейна Джавида. Режиссёр Мехрибан Алекперзаде дал этой истории жанровое определение «философско-деконструктивная метадрама». Куда более земные материи исследуются в драме «Барышня» (Национальный театр Республики Сербской). Роман Иво Андрича о стяжательстве, разъедающем личность, перенесла на сцену Джурджа Тешич.
Чеховские мотивы звучат в постановке государственного театра Анкары «Машина Чехов». В пьесе румынского драматурга Матея Вишнека Чехов умирает в окружении героев своих пьес; эту историю зрители увидят в постановке Петру Вуткэрэу. Спектакль бразильской компании «Сетор де Ареас Изоладас» «Юпитер и Чайка. Без театра жить невозможно!» представляет собой фантазию на темы чеховской «Чайки». В работе режиссёра Ады Луаны занят исключительно женский состав. Отметим, что с творчеством этого режиссёра отечественная публика встречается не впервые: год назад её спектакль «В Москву. Палимпсест» привозили в рамках Чеховского фестиваля.
Ещё одна важная тема фестиваля – переосмысление наследия авангарда вообще и Всеволода Мейерхольда в частности; напомним, что предыдущий сезон Александринки проходил под знаком «мейерхольдоведения». В рамках смотра покажут спектакли, созданные в рамках этого начинания – «Кабаре им. Мейерхольда» Кирилла Люкевича и «Мейерхольд. Чужой театр» Валерия Фокина, а также тематически примыкающие к направлению постановки «Человек из Дублина» Хуго Эрикссена и Андрея Калинина и «Маскарад. Воспоминания будущего» Валерия Фокина.
Фигура Мейерхольда возникает и в рамках офф-программы фестиваля: зрителей ожидает перфолекция «Биомеханика VR», электроакустический концерт «Маскарад. Деконструкция», а также лекция Александра Чепурова о мейерхольдовской теме в творчестве Валерия Фокина. Кроме того, состоится образовательный цикл «Театральная карта мира», призванный прояснить культурный контекст спектаклей международной программы. Лекции прочтут Татьяна Кузовчикова, Нияз Игламов, Амела Вученович и Маргарита Ольшакова.
Фото: сайт Александринского театра
Источник: journal.theater